Ukrainian Time

Исход борьбы за «Нефтегаз» определит стратегический курс Украины


05 Лютого
13:02 2019

В 2019 году ожидаются напряженные переговоры между «Нефтегазом», «Газпромом» и представителями Еврокомиссии по поводу будущего транзита газа. «Северный поток -2» не будет построен к 2020 году, а европейцы нуждаться я в газе. Какими же будут отношения между украинской и российской стороной и как может быть организован транзит газа в Европу?

В общем говорят о 3 сценариях: 1) долгосрочный контакт; 2) консорциум европейских и украинских компаний, которые будут покупать газ у России, транзитировать его до ЕС и 3) бронирование мощностей «Газпромом» у «Нефтегаза» для перекачки нужных объёмов газа

Но это укрупнённые сценарии, которые не учитывают внутренне-политических раскладов, так или иначе связанных с отношениями с Россией и украинским видением собственной роли в украинском газовом транзита в Европе вообще.

Главными такими политическими детерминантами являются две: кто будет руководить компаниями «Нефтегаза» (что является важной детерминантной позиции Украины в этой сфере) и кому принадлежит власть в стране.

События начнут развиваться в очень скором времени. Первое – президентские, а после уже и парламентские выборы, а второе – окончание контракта нынешнего главы «Нефтегаза» Андрея Коболева в конце марта 2019.

Понятно, что если Порошенко выиграет выборы, а Коболев останется рулить монополистом, то в газовой политике особых резких изменений, а соответственно и конфликтов, не будет. Но, вероятность сохранения должности этими господами не такая уж и велика.

Сам Коболев недавно сделал важный финт – заявил что вся его заработная плата до конца года будет отправляться на благотворительность. И это за 2 месяца до окончания контракта.

Понятно, что Коболев банально страхует себя от публичных нападок в случае какого-то провала, например, успешного строительства «Северного потока-2» и существенного уменьшения транзита, публичное осознание провала планов роста газодобычи, промедлений с анбандлингом и т.д.

Готовиться ли Коболев к тому что не он будет руководить Нефтегазом после марта 2019? А может он сам не желает оставаться у руля компании, либо же ожидает, что его не заходят. Свидетельством того, что у Коболева конфликты с Набсоветом (который и примет решение подписывать ли новый контракт или нет) – нет.

Но у самого Коболева мотивов оставаться рулить «Нефтегазом» не особо много. Главным источником дохода «Нефтегаза» является транзит, который, фактически дотирует все остальные виды деятельности. После того, как отвечать за транзит станет отдельная компания, «Нефтегаз» станет убыточным. А после этого резонно станет вопрос — за что платить миллионные зарплаты? Зачем Коболеву все эти разборы и унижения, когда у тебе неплохая заначка? Лучше уйти от этого снежного кома проблем.

Как же могут развиваться отношения между главными игроками по вопросу транзиту, если позиции главы государства и «Нефтегаза» в отношении будущего контракта будут полярно разными?

К примеру, новый президент захочет нормализировать отношения з Россией и «Газпромом», в том числе и для гарантированно больших объёмов транзита. А у «Нефтегаза» будет совсем другая позиция по этому вопросу, обусловленная, например, неприемлемостью условий Газпрома. Что это будут за условия? Начиная от цены транзита заканчивая вопросом выплат долга по решению Стокгольма.

Тогда, страну может ждать напряженная борьба между Администрацией президента и «Нефтегазом». Формально президент и правительство не имеют какого-то прямого влияния на «Нефтегаз» – компания руководствуется фактически наблюдательным советом, большинство в котором – представители Запада.

Но власть всегда имеет под рукой, например, нужные правоохранительный ведомства. А в обществе существует недовольство ценами на гаа (за повышение которых агитировал Коболев со своей командой) и премиями менеджмента компании. Следственно, можно ожидать криминальные дела по поводу злоупотреблений в «Нефтегазе». И учитывая настроения в обществе, народ может воспринять, наверняка воспримет, такие дела на ура.

В такой борьбе будут искать и союзников. Не исключено, что могут быть привлечены важные игроки рынка, которые помогут обнародовать грехи «Нефтегаза». Таким ситуативным партнером может к примеру, стать Фирташ, владеющий компаниями, которые контролируют 70% рынка распределения газа в Украине активно воюющие ныне с «Нефтегазом».

В случае, если «Нефтегаз» будет противиться, а процесс затянется, правительство всегда может сознать новую компанию, которой передадут права на управление украинской трубой. И тут уже дело за малым – нова компания договорится с Газпромом о транзите на взаимоприемлемых условиях.

Дело будет улажено, но вопрос как будет воспринято на западе. Как это повлияет на инвестиционную привлекательность и вообще имидж страны?

Понятно, что все будет проще, если пост главы «Нефтегаза» займет кто-то более лояльный идее нормализации отношений с «Газпромом». Не исключено, что «Нефтегаз» даже согласиться на отказ от решения Стокгольма, будет подписан долгосрочный контакт, со сравнительно высокими ставками на транзит (для компенсации отказа от уплаты стокгольмского долга).

Вот только, на сколько выгодно Украине?

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook.

Сообщение Исход борьбы за «Нефтегаз» определит стратегический курс Украины появились сначала на ХВИЛЯ.

Оригинал

Наші Соцмережі